Кафедра методики обучения иностранным языкам факультета иностранных языков РГПУ им.А.И. Герцена готовит высококвалифицированных специалистов по методике преподавания иностранных языков и культур. Разнообразные лекционные курсы способствуют как формированию теоретических знаний, так и практической их реализации в различных сферах деятельности, но, прежде всего, в педагогической. Работа кафедры базируется на современной модели обучения иностранным языкам, построенной на принципах взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и когнитивного развития личности, которая становится и субъектом учебного процесса, и субъектом межкультурного взаимодействия. Наличие в учебном плане дисциплин, базовых для методики преподавания иностранных языков, позволяет синтезировать получаемые знания и создать целостное всестороннее представление о педагогическом процессе.
В системе профессиональной подготовки кадров важная роль принадлежит педагогической практике. Педагогическая практика направлена на практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, на реализацию их в обучающей деятельности в школе. В процессе педагогической практики студентам демонстрируются различные педагогические ситуации, иллюстрирующие те или иные закономерности обучения. Анализ, сравнение и обобщение педагогических явлений, их осмысление способствуют развитию педагогического мышления будущих педагогов.
кандидат педагогических наук, доцент
Телефон: (812) 571-39-20 доб. 211
Е-mail: teaching-methods.dept@herzen.spb.ru
В рамках вышеназванных научных направлений на кафедре традиционно выпускаются сборники научных статей.Сборники содержат интересный теоретический и практический материал, отражающий наиболее актуальные проблемы теории и методики обучения ИЯ в школе и вузе.
Первым заведующим кафедрой и руководителем аспирантуры был доктор педагогических наук, профессор Шатилов Сергей Филиппович. Сергей Филиппович руководил кафедрой более 25 лет. Благодаря активной организаторской и научной деятельности С.Ф. Шатилова при кафедре была открыта аспирантура. С.Ф. Шатилов, как руководитель нового направления в теории обучения иностранных языков, впервые в истории методики предложил новую модель ревой деятельности, в которую компонентами входили знания, навыки и умения. Научные исследования аспирантов и соискателей были сосредоточены на разработке теоретических основ формирования речевых навыков.С.Ф. Шатилов как руководитель нового направления в теории обучения иностранных языков в первые в истории методики предложил новую модель ревой деятельности, в которую компонентами входили знания, навыки и умения. Из «модели» ушли понятия «первичные умения» и «вторичные умения».
Особое внимание было уделено рассмотрению проблем формирования навыков.
Именно С.Ф. Шатилов ввел понятия «языковые навыки», которые он определял как операции с языковым материалом (фонетическим, лексическим, грамматическим) вне условий коммуникации, и «речевые навыки», которые он интерпретировал как навыки интуитивно-правильного пользования речевым материалом в условиях реального общения.
С 1993 года по 2009 год кафедру возглавляла кан.пед.наук, профессор Колкова Маргарита Кузьминична.
В этот период на кафедре сохраняются и развиваются сложившиеся педагогические традиции, осваиваются новые направления научной деятельности. Научные исследования, проводимые на кафедре под руководством Колковой М.К. на протяжении многих лет, послужили основой для разработки компетентностного и культуроведческого подходов, которые способствовали модернизации традиционного обучения и внедрению инновационных трансформаций в обучении с целью формирования у обучаемых способности искать самостоятельно новые знания, применять их в новых условиях, приобретать опыт творческой деятельности.
Многочисленные ученики Маргариты Кузьминичны (34 кандидата наук) осуществляют научную и педагогическую деятельность в России (Санкт-Петербург, Петрозаводск, Архангельск, Мурманск и др.) и за рубежом (Китай, Казахстан, Эстония).
Как член Ученого Совета факультета иностранных языков РГПУ им. А.И.Герцена, Колкова М.К. участвовала в разработке профессионально-образовательных программ многоуровневой подготовки бакалавра, специалиста, магистра. Маргарита Кузьминична является ответственным редактором кафедральных сборников научных трудов «Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам» (2007), «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» (Модернизация общего образования), 2006 и др.
В 2006 году участвовала в проекте НФПК и подготовке обобщающих документов по модернизации языкового образования в школе и вузе; в 2007 году прошла повышение квалификации специалистов в области гуманитарных технологий на факультетах РГПУ им. А.И. Герцена.