Требования к оформлению курсовых работ
Написание курсовой работы является завершающим звеном длительного научно-практического исследования конкретного методического вопроса. В основу работы должно быть положено теоретическое осмысление названого методического вопроса, методическая разработка путей его разрешения и описание процесса апробации предложенной методики.
Структура курсовой работы, как правило, должна включать:
– титульный лист;
– оглавление («Содержание»);
– введение;
– часть первая (теоретическая);
- выводы по первой части;
- часть вторая (практическая);
- выводы по второй части;
– заключение;
– список использованной литературы;
– приложения.
Во введении дается обоснование выбора темы, указываются ее актуальность и значимость, степень ее разработанности в литературе, в т.ч. определяются существующие в науке и практике подходы к проблеме, формулируются цель и задачи исследования, определяется объект исследования, методы исследования, используемые в работе, дается статистическая информация об объеме работы и количестве источников.
В первой (теоретической) части работы излагаются теоретические аспекты темы на основе анализа научной литературы, рассматриваются дискуссионные вопросы, которые помогают рассмотреть проблему более детально, глубоко, а также формулируются позиция, точка зрения автора. Необходимо помнить, что каждый пункт плана должен заканчиваться методическими выводами. Завершают первую часть выводы по всему теоретическому блоку.
В целом введение имеет следующую структуру:
- актуальность проблематики,
- объект и предмет исследования,
- цель и задачи исследования,
- применяемые в работе методы исследования,
- теоретическая и практическая значимость работы,
- объем и структура работы.
Актуальность исследования определяется:
- необходимостью дальнейшей разработки теоретических положений, относящихся к изучаемой проблеме;
- модернизацией языкового образования;
- необходимостью поиска и использования новых подходов к обучению ИЯ;
- потребностью создания и внедрения эффективных методик обучения;
- недостаточной изученностью заявленной проблемы в методике обучения ИЯ.
Во введении необходимо отметить степень разработанности темы, обосновать необходимость ее дальнейшей разработки.
Цель исследования – прогнозируемый конечный результат исследования.
Конкретные задачи исследования решаются в соответствии с целью.
Описание решения задач должно составить содержание глав выпускной квалификационной работы.
Методы исследования – способы достижения цели работы.
К числу наиболее распространенных методов исследования в педагогических науках относятся:
- анализ научной литературы,
- наблюдение,
- беседа,
- анкетирование,
- тестирование,
- опытное обучение.
Анализ научной литературы представляет собой критическое и объективное рассмотрение различных точек зрения на проблему, выявление степени их доказательности, наличие рациональных идей для решения проблемы в данных конкретных условиях. Такой анализ научной литературы позволит выявить степень ее изученности. Этот метод требует сформированности следующих умений: умения делать выписки, конспектировать, группировать материал, в соответствии с планом работы.
Умение наблюдать и анализировать педагогический процесс - раскрывать логику педагогических явлений и оценивать их – необходимо для успешного познания (адекватного усвоения) теории и практики обучения и воспитания. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления или педагогического процесса в целом. Наблюдение включает в себя следующие компоненты:
- определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
- выбор способа наблюдения наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
- выбор способов фиксации наблюдаемого (как вести записи?);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Результаты наблюдения фиксируются и подвергаются классификации, группировки, сопоставлению с результатами, полученными другими исследователями и другими методами. Беседа имеет целью получения информации о проводимом исследовании или об определенном явлении в исследовании путем установления прямых контактов с испытуемыми в условиях, приближающихся к естественному, непринужденному общению. Метод беседы должен сочетаться с другими методами, если исследователь стремится к высокой степени точности и объективности ожидаемых результатов.
Анкетирование заключается в изучении различных точек зрения обучаемых и обучающих относительно способов и приемов в оценках результатов обучения, предложений и пожеланий по их улучшению. Основным способом реализации этого метода является анкета, содержание и форма которой определяются спецификой исследования. Анкета должна точно отвечать цели и характеру исследования. Преимущество анкетирования состоит в том, что данные, полученные в результате этого метода, легко поддаются количественной обработке и имеют определенную научную ценность. При составлении анкеты в виде вопросов учитываются:
- содержание вопросов;
- их форма (открытые вопросы, предполагающие возможность свободного ответа, закрытые вопросы, предполагающие ответ "да", "нет");
- формулировка вопроса;
- количество и порядок следования вопросов.
Тестирование - это метод исследования, предусматривающий выполнение учащимися специальных заданий-тестов, с помощью которых оценивается уровень владения языком (лингводидактичесие тесты), а также определяются интересующие исследователя особенности личности испытуемого (психологические тесты). Применение тестирования как метода исследования дает ценный материал для определения эффективности овладения учебным материалом и способностей обучающегося к овладению материалом. В методики для проверки уровня владения языком используется следующие типы тестовых заданий:
- выбор правильного ответа из числа предложенных вариантов;
- перекрестный выбор;
- выбор из двух возможностей;
- тест восстановления;
- тест перемешивания.
Часть вторая (практическая) включает в себя описание обучающей деятельности учителя по решению поставленной методической задачи, а также информацию об апробации методических рекомендаций. Это часть также завершается выводами по всему практическому блоку.
Главы должны иметь заголовки, отражающие их содержание. При этом заголовки глав не должны повторять название работы.
- Роль и место родного языка в обучении иностранному.
- Проблемное обучение иностранным языкам в школе.
- Работа над стихотворением на уроке иностранного языка.
- Обучение языковой догадке в процессе работы с иноязычным текстом.
- Формирование потенциального и пассивного словаря учащихся.
- Обучение технике чтения на начальном этапе в средней школе.
- Использование рекламы в обучении устной/письменной иноязычной речи.
- Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка.
- Коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранным языкам и особенности его реализации в учебном процессе.
- Использование проектной методики в процессе обучения иностранному языку.
- Приемы работы с газетой на уроке иностранного языка.
- Организация самостоятельной работы на уроке иностранного языка.
- Фонетическая зарядка как способ формирования и совершенствования фонетических навыков учащихся.
- Организация контроля понимания прочитанного/услышанного на разных этапах обучения иностранному языку.
- Ролевая игра как прием интенсификации процесса обучения иностранному языку.
- Организация тестового контроля уровня сформированности речевых навыков и умений.
- Обучение аудированию на разных этапах обучения.
- Организация парной и групповой работы учащихся на уроке иностранного языка.
- Обучение иноязычной диалогической речи учащихся начальной/основной/старшей школы.
- Обучение иноязычной монологической речи на разных этапах обучения.
- Реализация принципа наглядности в обучении рецептивным/продуктивным видам речевой деятельности.
- Особенности обучения переводу в средней школе.
- Дифференцированный подход к обучению различным видам речевой деятельности.
- Современные технологии обучения иностранным языкам.
- Раннее обучение иностранному языку.
- Использование компьютерных игр в обучении иноязычной орфографии.
- Организация и проведение олимпиады по иностранному языку в средней школе.
- Обучение написанию личного/делового письма на иностранном языке.
- Использование средств новых информационных технологий в обучении иностранным языкам.
Требования к выпускной квалификационной работе по методике обучения иностранным языкам
1. Характеристика работы
Выпускная квалификационная работа представляет собой законченное и самостоятельное научное исследование, выполненное под руководством преподавателей кафедры методики обучения иностранным языкам.
2. Тематика работы
Тема выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, связана с одной из научных областей методики обучения ИЯ, изучаемых студентами в курсе лекций и лабораторных занятий в течение всего обучения и разрабатываемых на кафедре методики обучения иностранным языкам:
- билингвальное образование средствами родного и ИЯ;
- обучение межкультурному общению как одна из задач современного языкового образования;
- формирование иноязычной коммуникативной компетентности;
- отбор содержания обучения для учебных целей;
- технология формирования иноязычных коммуникативных умений;
- система иноязычных упражнений и заданий для формирования умений в говорении (монологической и диалогической речи), аудировании, чтении и письменной речи;
- контроль и оценка уровня сформированности умений в различных видах речевой деятельности;
- технология формирования иноязычных навыков (фонетических, лексических, грамматических);
- техника чтения, стратегии чтения;
- контроль и оценка уровня сформированности речевых навыков;
- технология проведения экспертной оценки современных УМК.